Роль витаминов в питании детей
Роль витаминов в питании детей
Витамины имеют большое значение в питании детей. Это биологически активные вещества, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Они регулируют обменные процессы, повышают сопротивляемость организма, связаны с процессами роста и развития. Витамины не синтезируются в организме и поэтому должны поступать в организм с пищей. При недостаточном их поступлении могут возникнуть гиповитаминозы или авитаминозы. Это может быть следствием их сниженного содержания в продуктах в зимне-весенний период или при неправильном приготовлении пищи, когда витамины разрушаются.
Витамины делят на 2 группы: водорастворимые и растворимые в жирах.
К водорастворимым относятся: аскорбиновая кислота (витамин С), тиамин (витамин В1), рибофлавин (витамин В2), ниацин (витамин РР), пиридоксин, фолевая и пантотеновая кислоты, биотин.
К жирорастворимым относятся: ретинол и токоферол.
Приведём симптоматику изменений происходящих в организме детей при недостаточном поступлении отдельных из них и основные источники поступления витаминов.
При недостаточном поступлении витамина С в организме возникают вялость, недомогания, сонливость. При наиболее выраженном дефиците повышается ломкость сосудов, склонность к кровоточивости.
Основными источниками витамина С являются зелень, свежие овощи, фрукты, ягоды. Витамин С легко разрушается при нагревании и хранении. Однако, даже в зимнее время хорошо сохраняется в таких ягодах и плодах, как чёрная смородина, цитрусовые, при замораживании ягод и овощей.
При недостаточном поступлении витамина В1 отмечается мышечная слабость. У детей раннего возраста снижается аппетит, происходят запоры, вздутие живота, нарушается сопротивляемость организма. Витамин В1 содержится в ржаном хлебе, дрожжах, крупах (овсяная, пшено), бобовых, субпродуктах.
При недостаточном поступлении витамина В2 у детей отмечается падения в прибавке массы тела, роста. На коже появляются сухость, шелушение, трещины в углах рта.
Витамин В2 в значительном количестве содержится в продуктах животного происхождения: мясе, печени, яйцах, дрожжах (пивных, пекарских), молочных продуктах, твороге, сыре, цветной капусте, зелёном луке, перце.
При недостатке витамина РР нарушается нервная система, ребёнок становится раздражительным, беспокойным, его мучает бессонница, полиневриты. Витамин РР содержится в мясе, рыбе, субпродуктах, грибах, хлебе, гречневой крупе, картофеле.
При недостаточном поступлении витамина В6 у детей возникает повышенная возбудимость, раздражительность, появляется судорожный синдром, изменение на коже в виде экземы.
При недостатке витамина В12 наблюдаются малокровие, нарушение в желудочно-кишечном тракте. Содержится в мясе, субпродуктах, яичном желтке, молоке, сыре.
При недостатке витамина Е наблюдается, мышечная слабость, малокровие, вялость. Витамин Е содержится в зелёных частях растений, салате, шпинате, капусте, зелёном горошке, мясе, печени, яйцах.
Нормы физиологических потребностей детей в витаминах изложены — СанПиН 2.3./2.4. 3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания». Приведём нормы потребностей отдельных из них в питании детей
Потребность в витаминах детей разных возрастных групп (сут.)
Показатели | Потребность в витаминах (сут.) | |
3-7 лет | 7-11 лет | |
Витамин С/мг/сут | 50 | 60 |
Витамин В1/мг/сут | 0,9 | 1,2 |
Витамин В2/мг/сут | 1,0 | 1,4 |
ВитаминА/мкг/ рет. экв | 500 | 700 |
Витамин Д/мкг/сут | 10 | 10 |
Витамин В6/мг/сут | 1,2 | 1,5 |
Витамин В12/мкг/сут | 2,0 | 3,0 |
Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомендуется включать в меню свежезамороженные или сезонные продукты: овощи (капуста, морковь, репа, лук, чеснок и др.), фрукты (гранаты, цитрусовые, яблоки и др.), а также различные виды орехов и сухофруктов. Ежедневные перекусы данными продуктами помогут обогатить рацион микро и макроэлементами для активности иммунной системы и обмена веществ. Орехи и фрукты можно использовать в качестве заменителей сладостей. Если дети не хотят есть отдельно фрукты, в меню включайте их в салаты, заправленные йогуртом
В рационы детей полезно ежедневно включать фрукты. Самый здоровый выбор-сезонные яблоки или цитрусовые. Хорошей альтернативой будут сухофрукты.
В целях профилактики гиповитаминозов на пищеблоках детских-дошкольных учреждений проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компотов, киселей и др.) аскорбиновой кислотой для детей 1-3 лет-45мг, для детей 3-6 лет-50 мг на порцию.
Здоровье наших детей во многом зависит от правильно организованного питания, в том числе обогащённого витаминами. Оно является одним из основных факторов, влияющих на рост и развитие ребёнка, укрепляет иммунную систему, и как следствие, направлено на профилактику инфекционных заболеваний и заболеваний алиментарно-зависимого происхождения.
Источник
Рациональное питание детей и взрослых — важнейшее условие поддержания здоровья нации. Однако в настоящее время в России в силу сложившихся социально-экономических условий только у очень немногих людей питание может считаться сбалансированным [5,7]. Повседневный рацион большинства россиян в конце ХХ века — это «пища бедняков»: углеводисто-жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов [1].
Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и все более нарастающем дефиците витаминов (А, группы В, С, Е), а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации. Так, дефицит витаминов группы В выявляется у 30-40%, b-каротина — более чем у 40%, а витамина С — у 70-90% обследуемых [7]. При этом выявляемый дефицит зачастую носит характер сочетанной витаминной недостаточности. Настораживает, что дефицит витаминов обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне-осенние периоды, что свидетельствует о формировании у большинства населения России крайне неблагоприятного круглогодичного типа полигиповитаминоза. Отмечено также, что полигиповитаминозы часто сочетаются с дефицитом микроэлементов.
Вызывают тревогу данные о распространенности дефицита микронутриентов у беременных и кормящих женщин, новорожденных и грудных детей. Недостаток основных пищевых веществ, витаминов и минеральных веществ в рационе беременной неблагоприятно сказывается не только на состоянии здоровья самой женщины, но и приводит к развитию выраженного их дефицита у плода. Дефицит микроэлементов и витаминов в рационе матерей, кормящих грудью, также крайне отрицательно влияет на здоровье детей. Не может не беспокоить и то, что 70% детей 1-го года жизни в возрасте 3-4 месяцев вскармливаются искусственно [3]. Установлено также, что 39-42% детей, находящихся на раннем искусственном вскармливании, получают неадаптированные молочные смеси. Тревожно выглядит ситуация и с дефицитом витаминов у детей более старшего возраста. Так, показано, что обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20-40%, а белково-витаминный дефицит испытывают до 90% детей России [7].
Напряженный уровень метаболизма у детей, не только поддерживающий жизнедеятельность, но и обеспечивающий рост и развитие детского организма, требует достаточного и регулярного поступления микронутриентов. Поэтому развитие дефицита витаминов и микроэлементов у детей может сопровождаться различными нарушениями здоровья [9]. Несбалансированное и недостаточное (как в качественном, так и в количественном отношениях) питание российских детей привело к тому, что у большинства из них имеется дефицит микроэлементов и витаминов, у 16-47% выявляется анемия, а у 24-63% — латентный дефицит железа [7,3]. Кроме этого, в результате алиментарного дефицита таких микроэлементов, как железо и йод, в последние годы отмечена четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей. Нельзя не отметить нарастание частоты выявления недостаточности потребления йода [2]. При дефиците йода в мозге растущего детского организма происходят необратимые изменения, развиваются олигофрения и кретинизм. Дефицит йода — самая распространенная причина интеллектуальных нарушений, которую можно предупредить (Касаткина Э.П., Щеплягина Л.А.). Однако в России активность мероприятий по профилактике йодного дефицита в последнее десятилетие была значительно снижена. Это не могло не сказаться на состоянии психического здоровья детей. Только в последние годы вновь начали приниматься действенные меры по профилактике йодной недостаточности (производство йодированной соли в необходимых количествах, прием йодида калия, витаминно-минеральных комплексов, содержащих йод, и др.).
Таким образом, в России в настоящее время сложились условия, при которых алиментарные нарушения могут отразиться не только на состоянии здоровья, физическом и интеллектуальном потенциале россиян, но и в целом на жизнеспособности нации [7].
Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам органического происхождения и практически не синтезируются в организме человека, но играют роль регуляторов многочисленных биохимических реакций в обмене веществ и энергии. Не являясь строительным и энергетическим субстратом, витамины служат катализаторами биохимических реакций. Немаловажное значение имеет дефицит витаминов в патогенезе многих заболеваний человека. Выделяют жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, С).
Витамины (от лат. Vita — жизнь) — незаменимые компоненты питания органического происхождения, регулирующие биохимические и физиологические процессы в организме за счет активизации отдельных ферментативных реакций.
Недостаточное поступление витаминов в организм приводит к развитию дефицита этих незаменимых микронутриентов. В зависимости от глубины дефицита витаминов в организме различают гипо- и авитаминоз. Авитаминозом принято обозначать глубокий дефицит витаминов из-за практически полного нарушения их поступления в организм. Гиповитаминозом называют дефицит витаминов в организме в результате сниженного, недостаточного их поступления.
Причины возникновения дефицита витаминов:
Первичные:
- несбалансированное питание;
- недостаточное поступление витаминов с пищей;
- однообразное лечебное питание.
Вторичные:
- патология желудочно-кишечного тракта, в том числе синдром мальабсорбции;
- нарушения функции печени;
- повышенная экскреция витаминов (повышенный диурез);
- нарушение синтеза витаминов группы В и К в кишечнике;
- терапия антибактериальными препаратами;
- полное парентеральное питание;
- гемодиализ;
- врожденные дефекты метаболизма;
- нарушение биодоступности витаминов;
- повышение потребности при обычном уровне
- поступления (период интенсивного роста;
- беременные, кормящие женщины).
Для целенаправленной профилактики недостаточности микронутриентов целесообразно выделять детей и взрослых, у которых имеются различные предрасполагающие факторы для развития дефицита витаминов и микроэлементов.
Группы риска по развитию витаминодефицитных состояний:
— дети раннего возраста и подростки в период наиболее интенсивного роста;
— дети, занимающиеся спортом (имеющие высокие физические нагрузки);
— больные дети (острые инфекционные заболевания вирусного или бактериального генеза; патология сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.);
— больные, длительно принимающие некоторые лекарственные препараты;
— беременные и кормящие женщины;
— вегетарианцы;
— пожилые люди;
— дети и взрослые с низким социально-экономическим уровнем;
— алкоголики, курильщики.
Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний или усугублять их тяжесть.
Последствия дефицита витаминов:
- ухудшение самочувствия;
- снижение умственной и физической работоспособности населения;
- нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;
- нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);
- замедление темпов физического и психического развития;
- предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.
Возрастная суточная потребность в основных витаминах представлена в таблице 1.
Живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно, в зависимости от концентрации химических элементов в организме, выделяют макро- и микроэлементы.
Макроэлементами принято считать те химические элементы, содержание которых в организме более 0,005% массы тела. К макроэлементам относятся: водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций.
Микроэлементами называются химические элементы, содержащиеся в организме в очень малых количествах. Их содержание не превышает 0,005% массы тела, а концентрация в тканях — не более 0,000001%. Среди всех микроэлементов в особую группу выделяют так называемые незаменимые микроэлементы.
Незаменимые микроэлементы (микроэлементы эссенциальные, микробиоэлементы) — микроэлементы, регулярное поступление которых с пищей или водой в организм абсолютно необходимо для его нормальной жизнедеятельности. Незаменимые микроэлементы входят в состав ферментов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ. Незаменимыми микроэлементами являются железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, фтор.
Физиологическое значение макро- и микроэлементов определяется их участием:
- в структуре и функции большинства ферментативных систем и процессов, протекающих в организме;
- в пластических процессах и построении тканей (фосфор и кальций — основные структурные компоненты костей);
- в поддержании кислотно-основного состояния;
- в поддержании солевого состава крови и водно- солевого обмена.
Уровень поступления микроэлементов в организм зависит от их содержания в пищевых продуктах и воде. Постоянное снижение или повышение концентрации определенных минеральных веществ в суточном рационе человека, как правило, связано с недостатком или излишком этих микроэлементов в окружающей среде района проживания. Формирующийся при этом в организме людей дефицит или избыток определенных микроэлементов приводит к развитию эндемических геохимических заболеваний (микроэлементозов).
Наиболее изученными являются йодная и фторная эндемии. Так, в регионах, где в окружающей среде отмечено недостаточное содержание йода, широко распространен эндемический зоб. На территориях, характеризующихся повышенным содержанием фтора в воде, отмечается высокий уровень заболеваемости флюорозом. В то же время длительное недостаточное поступление фтора в организм приводит к повышенному распространению кариеса.
Распределение микроэлементов в организме и их накопление в определенных органах и системах обусловлено как химическими свойствами, так их и физиологической ролью. Однако в некоторых случаях место преимущественного депонирования микроэлементов не связано с влиянием их на эти органы и ткани. Микроэлементы, являясь составляющими компонентами биологически активных веществ, участвуют в метаболических процессах в организме.
Главная особенность минерального обмена у детей состоит в том, что процессы поступления в организм минеральных веществ и их выведение не уравновешены между собой [4]. Рост и развитие ребенка требуют интенсивного поступления минеральных веществ. Возрастная суточная потребность в основных микроэлементах имеет свои особенности (табл. 2).
Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у ребенка должна начинаться еще в антенатальном периоде его развития. Целесообразно рекомендовать женщинам полноценную, сбалансированную диету, обогащенную всеми необходимыми микронутриентами. Можно рекомендовать прием специального молочного напитка для беременных и кормящих женщин, содержащего все необходимые витамины и минеральные вещества в полном соответствии с потребностью беременной и кормящей женщины. А также другие витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для беременных и кормящих женщин.
К постнатальной профилактике дефицита витаминов и микроэлементов у детей относятся:
1. Продолжительное естественное вскармливание со своевременным введением продуктов прикорма, особенно детям с лимфатическим типом конституции, с крупной массой тела при рождении и избыточными весовыми прибавками.
2. Соблюдение режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе, предупреждение и своевременное лечение рахита, гипотрофии, острых респираторных заболеваний.
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро — и микроэлементов. Для прикорма этим детям используются соки, фруктовые и овощные пюре, а также инстантные каши, обогащенные железом и другими незаменимыми микронутриентами. Как правило, если здоровый ребенок первого года жизни получает современные адаптированные молочные смеси и продукты для прикорма, дефицита витаминов и микроэлементов у него нет.
У детей старше года профилактика дефицита витаминов и микроэлементов проводится с помощью назначения полноценной, сбалансированной диеты, а также индивидуального приема специальных поливитаминных препаратов (табл. 3, 4).
В качестве примера можно привести витаминный комплекс Пиковит (KRKA, Словения).
Пиковит выпускается в виде сиропа и пастилок, вкус которых очень нравится детям. Витаминный сироп Пиковит рекомендуется детям старше 1 года. Его состав основан на натуральных фруктовых компонентах, поэтому дети особенно любят сироп Пиковит. Сироп можно давать в чистом виде или добавлять в чай, соки, фруктовое пюре. Пастилки Пиковит, которые в дополнение к витаминам содержат кальций и фосфор, предназначены для детей старше 2 лет. Препарат восполняет дефицит витаминов, а содержащиеся в пастилках кальций и фосфор обеспечивают поддержание структуры костей и зубов.
Пиковит Д — это пастилки, обладающие приятным фруктовым вкусом, которые предназначены прежде всего для детей дошкольного возраста. Пиковит Д не содержат сахар и может применяться при различных ограничивающих диетах.
Пиковит форте представляет собой витаминный препарат, предназначенный для детей школьного возраста. Он рекомендуется при переутомлении и плохой концентрации внимания, физических нагрузках (занятия спортом), нерегулярном и однообразном рационе питания, отсутствии аппетита. Для восполнения суточной потребности в витаминах, ребенку достаточно принять одну пастилку Пиковита форте в день.
Литература:
1. Акопян А.С., Харченко В.И., Мишиев В.Г. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России. — М., 1999.
2. Анциферов М.Б. Йоддефицитные заболевания в России и их профилактика// Medical market. — 1999. — № 32 (2). — С.10-12.
3. Коровина Н.А. Правильно ли мы употребляем витамины? Медицинская газета. — 2001. — № 5. — С.12.
4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у детей/ Справочное пособие для врачей.-Москва, 2000.
5. Нетребенко О.К. Состояние здоровья и питание детей первых двух лет жизни в отдельных регионах России. Автореф. … докт. дис. — 1997. — 27 с.
6. Обмен веществ у детей/ Вельтищев Ю.Е., Ермолаев М.В., Ананенко А.А., Князев Ю.А. — М.: Медицина, 1983. — 464 с.
7. Спиричев В.Б. О витаминной обеспеченности населения СССР и о мерах по ее улучшению./ Здоровье и болезнь. — Москва. — 1990. — С.198-199.
8. Тутельян В.А., Алексеева И.А. Витамины антиоксидантного ряда: обеспеченность населения и значение в профилактике хронических заболеваний.// Клиническая фармакология и терапия.-1995. — №4(1). — С.90-92.
9. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита — важнейший аспект концепции здорового питания населения России// Вопросы питания. — 1999. — №1.
10. Subcommittee on the 10th edition of RDA. Food and nutrition board. RDA. 10th ed. Wasb D.C.: National Acad. press, 1989.
11. WHO, Diet, Nutrition, and the Prevention of Chronic Diseases: Report of a WHO Study Group WHO, Technical Report Series, No.797, 1990.
Источник